АНАЛИЗ ПРЕДЛОЖЕНИЙ УСЛУГ ПО РАЗРАБОТКЕ ПЛАНОВ ЛАРН И СРЕДСТВ ЛАРН В РОССИИ

1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПЕРЕВОЗКИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ НЕФТИ В РОССИИ


СТАТЬИ КНИГИ ФОРУМ ГОСТЕВАЯ КНИГА ССЫЛКИ ОБ АВТОРЕ

<~~ Предыдущая глава
Оглавление
Следующая глава ~~>


Автор: Михаил Васильевич Супотницкий.

Об авторе : Михаил Васильевич Супотницкий - кандидат биологических наук.


Железнодорожные перевозки экспортных грузов в России устремлены к портам. Их основной объем составили нефтеналивные и сыпучие­ грузы. В федеральной целевой программе «Модернизация транспортной­ системы РФ на 2002—2010 гг.» запланировано строительство новых мощностей в порту Усть-Луга (Финский залив) суммарной мощностью 20 млн. т. Продолжится строительство перевалочного комплекса нефтепродуктов «ЛУКойл-2» в порту Высоцк проектной мощностью более 10 млн. т., до 100 млн. т. будет увеличена переработка нефти и нефте­продуктов в порту Приморск.

Разлив нефти под станком-качалкой, нефтепромысел Катангли, июнь 2000г

Разлив нефти под станком-качалкой, нефтепромысел Катангли, июнь 2000г

Данная программа определяет и параметры развития другого прио­ритетного направления — портов Южного бассейна. Ключевыми проек­тами здесь являются строительство порта Железный Рог на Таманском полуострове с проектной мощностью более 33 млн. т. и перегрузочных комплексов для контейнеров, зерновых и генеральных грузов в Юго-Восточном грузовом районе порта Новороссийск.

В 2004 г. в рамках осуществления этих проектов планируется ввести новых погрузочных мощностей почти на 30 млн. т. и более 2 тыс. погонных метров новых причалов. Для этого намечено привлечь инвестиций почти 19 млрд. руб., большая часть которых будет получена из внебюджетных источников. Основные перевозки российской нефти по железным дорогам будут направлены в направлении следующих портов.

Приморск (Санкт-Петербург). Ликвидацией разливов нефти в акватории порта занимаются ЗАО «МПС» и АВС ООО «СМНП Приморск» с прив­лечением природоохранного флота ЗАО «МПС », ГУП «БАСУ» , бук­сиров ООО «Пор­тофлот Приморск» , ЗАО «Контур». Информацион­­но-аналитическую поддержку мероприятиям ЛАРН оказывает электронная Система управления чрезвычайными ситуациями производства петербургской компании Транзас . Компания очень активна и расширяет приме­нение своих технологий по горизонтали. В настоящее время она совместно со специалистами Федерального Центра ВНИИ ГО ЧС расширяет возможности системы, разрабатывая модули для отработки принятия управленческих решений в таких ЧС как наводнения, лесные пожары и террористические акты. Однако по оценкам специалистов, в настоящее­ время в самом порту Приморск не сформирована необходимая портовая­ инфраструктура по ликвидации аварий разливов нефти. Это связано, прежде всего, с низкой производительностью и слабым техническим оснащением нефтесборного оборудования, включая суда. Оборудование­ порта способно обеспечить ликвидацию аварийных разливов нефти только в пределах 500–1000 тонн (аварии первого уровня). Анализ сообщений в СМИ показывает, что масштаб проводимых учений примерно соответствует этим цифрам. Однако уже в настоящее время в порту При­морск загружаются танкеры дедвейтом свыше 100 тыс. тонн. К западу и югу от Приморска находится природный заказник, охраняемый­ международной Рамсарской Конвенцией, площадью 12000 га и имеющий большую природную ценность

Кроме того, в июле 2002 г. «ЛУКОЙЛ» начал строительства химического терминала (перевалка аммиака и метанола) на острове Высоцком рядом с морским портом Высоцк. «ЛУКОЙЛ» решил строить на этом месте терминал по перевалке нефтепродуктов, а в будущем и продуктов нефтехимии. Его мощность составит около 10 млн. тонн нефтепродуктов в год, а необходимый объем инвестиций — более $150 млн. Через Высоцк «ЛУКОЙЛ» рассчитывает поставлять нефтепродукты на рынок США, а потому надеется привлечь в проект американских инвесторов. Переговоры об этом нефтяная компания вела с U.S. Fluor Corporation и Overseas Private Investment Corporation (инвестагентства при правительстве США).

Северный Каспий. Постановлением Правительства РФ от 14 марта 1998 г. отменен действовавший с 1975 г. мораторий на любую разработку минерального сырья, в том числе бурение нефтяных, газовых скважин и их эксплуатацию на всей акватории богатого биоресурсами и одновременно столь уязвимого для любого загрязнения мелководного Северного Каспия. С 2005 г. нефтяные кампании приступят к промышленной эксплуатации морских месторождений углеводородов на Северном Каспии. Нарастают и танкерные перевозки в этой зоне. Например, в октябре 2003 г. ЛУКойл сдал в эксплуатацию нефтяной терминал в поселке Ильинка (Астраханская область) по перевалке 1 млн. тонн нефти и нефтепродуктов.

Регион нефтедобычи подвержен воздействию тектонических факторов. Например, в апреле 2000 г. погрузился под воду значительный по площади сектор казахского побережья Каспийского моря вместе с двумя нефтяными месторождениями («Каламкас» и «Каражанбас»). В результате этого сотни эксплуатируемых скважин просто не успели заглушить. Среди них было много и фонтанных скважин, соответственно, реки серосодержащей нефти долгое время беспрепятственно поступали в Каспий. Это был срыв всей экосистемы Каспийского моря, но наиболее наглядный вред был нанесен каспийским тюленям, когда погибло около 50 тысяч этих животных, а также рыбам — отмечались многокилометровые выбросы мертвой рыбы, включая молодь осетровых пород.

Витино (Кольский залив) . Создание нефтяного терминала осуществляется с учетом прогнозов на рост нефтедобычи с шельфа Арктики. «Северный маршрут» транспортировки нефти на экспорт крайне выгоден с использованием географических, навигационных, инфраструктурных возможностей и преимуществ Мурманска, так как в Европейской части России нет другого порта, имеющего незамерзающую акваторию, большие глубины, защищенный рейд и свободный, не стесненный проливами, выход в океан. Свою заинтересованность в отправке нефти на экспорт проявила нефтяная компания «ЮКОС».

Нефтепромысел «Катангли» (Ногликский район), нефтеловушка № 5 (нефтяное озеро), май 2002 г

Нефтепромысел «Катангли» (Ногликский район), нефтеловушка № 5 (нефтяное озеро), май 2002 г

Разработкой проекта по перевалке нефти занимается ОАО «Мурманское морское пароходство», ЗАО «Морской порт Витино», ООО «Тангра Ойл», Мурманское отделение Октябрьской железной дороги, ЗАО «МАСКО» (Малая судоходная компания), БТОФ (База технического обслуживания флота) и другие организации.

По данным нефтяной компании «Лукойл», ежегодный объем добычи нефти только с разведанных месторождений в 2006—2007 гг. может составить до 25 млн. тонн. Рассматриваются различные проекты вывоза нефти на Запад. К ним относятся: строительство магистральных нефтепроводов, морских терминалов на побережье Арктической зоны и различные варианты вывоза нефти морским транспортом. В настоящее время начата промышленная добыча нефти на месторождениях, расположенных относительно близко от побережья Печорского моря (Варандейское и Торавейское).

Новороссийск. Экспортный терминал позволяет осуществлять отгрузку нефти и нефтепродуктов на танкера дедвейтом от 30 до 150 тысяч тонн. За последние четыре года объем перевалки нефти через Новороссийск вырос с 32 до 45 миллионов тонн.

Однако, если судить по замыслу проводимых в порту учений, технические возможности его по сбору нефти невелики. Во время учений отрабатывалась ситуация локализации и ликвидации ста тонн нефти, условно попавшей в бухту в результате аварийного разлива с танкера, стоящего под погрузкой на первом причале. У предприятия два судна природоохранного флота, 20 километров боновых заграждений, 26 нефтесборных систем общей производительностью более тысячи кубометров в час. В арсенале специализированных аварийных подразделений (их в ОАО «Черномортранснефть» около двух десятков) также 40 тонн сорбентов, 14 установок по сжиганию отходов, общая кубатура емкостей для сбора нефти — 7,5 тысяч.

Ликвидация розлива нефти в Цемесской бухте

Ликвидация розлива нефти в Цемесской бухте

В 1998 г. в Новороссийске произошла крупная авария на нефтепроводе. По разным оценкам от 50 до 400 тонн нефти вылилось в море. Поскольку Цемесская бухта довольно замкнута, пленка нефти быстро разошлась на большой площади загрязнив акваторию и прилегающие пляжи. На локализацию загрязнения и очистку были направлены значительные по отечественным меркам ресурсы. Широко применялась и авиация — пара вертолетов несколько дней летали над бухтой разбрасывая по поверхности специальный порошок, осаживающий нефтяную пленку. После этих событий подводные охотники и профессиональные водолазы отметили, что дно Цемесской бухты умерло. И не факт, что флора и фауна погибла из-за нефти, скорее наоборот, все склоняются к мнению, что их погубили применяемые против нефти химикаты.

 

 

<~~ Предыдущая глава
Оглавление
Следующая глава ~~>