АНАЛИЗ ПРЕДЛОЖЕНИЙ УСЛУГ ПО РАЗРАБОТКЕ ПЛАНОВ ЛАРН И СРЕДСТВ ЛАРН В РОССИИ

3. ОРГАНИЗАЦИИ, ЗАИНТЕРЕСОВАННЫЕ В УКРЕПЛЕНИИ СВОИХ ПОЗИЦИЙ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ СРЕДСТВ ЛАРН


СТАТЬИ КНИГИ ФОРУМ ГОСТЕВАЯ КНИГА ССЫЛКИ ОБ АВТОРЕ

<~~ Предыдущая глава
Оглавление
Следующая глава ~~>


Автор: Михаил Васильевич Супотницкий.

Об авторе : Михаил Васильевич Супотницкий - кандидат биологических наук.


Поиск организаций производился через глобальную информационную сеть «Интернет». Использовались поисковые предписания «ЛАРН», «Разливы нефти» и др. Особое внимание обращалось на качество подготовки сайта и его доступность.

Группа компаний Транзас

Основана в 1990 г. в Санкт-Петербурге. Название «Transas» означает TRANsport SAfety Systems — Cистемы Безопасности на Транспорте­. В рекламных проспектах называет себя «одним из ведущих производите­лей высокотехнологичных продуктов, пользующихся спросом во всем мире». Группа специализируется на создании технологий, разработке специализированного программного обеспечения, опытных образцов электронных устройств и приборов, производстве и корректуре электронных карт. Оснащена современным оборудованием, производственные площади технологического центра занимают около 3600 кв.м., более 500 специалистов работают над созданием и совершенствованием технологий и продукции. Технологический центр Транзас сертифицирован на соответствие международному стандарту качества ИСО-9001.

Компании «Транзас» и «Транзас Евразия», входящие в группу компаний Транзас, созданы в начале 1990-х гг. с целью освоения отечественного рынка. Занимаются развитием российских технологий, производством, продажей и обслуживанием оборудования для морского, речного, рыбопромыслового флотов, а также судов специального назначения в странах бывшего СССР и других странах.

Компания занимается производством и распространением следующей продукции:

• морские тренажеры;

• электронно-картографические системы;

• береговой и судовое оборудование ГМССБ;

• судовое оборудование;

• системы управления движением судов;

• автоматические идентификационные системы;

• системы мониторинга транспорта.

Главный офис компании «Транзас Евразия», включающий бизнес-це­нтр и технический центр, находится в Санкт-Петербурге. В нем рабо­тает более 70 человек. Производственная и коммерческая деятельность компании «Транзас Евразия» сертифицирована на соответствие международному стандарту качества ИСО-9001 .

С целью более успешного продвижения продукции на международный рынок в 1992 г. в Великобритании была основана компания Транзас­ Марин Лтд. С 1994 по 1999 гг. были созданы компании группы Транзас­ практически во всех ведущих морских державах.

Группа активно рекламирует систему PISCES, предназначенную для определения развития чрезвычайных ситуаций (ЧС), связанных с неф­тяным и химическим загрязнением, а также для помощи в выработке управленческих решений Комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС), штабу руководства операциями (ШРО) при ликвидации реальных ЧС. Система позволяет отрабатывать практические навыки членов КЧС, командного состава и персонала различных взаимодействующих служб по применению технических средств и организации сопутствующего информационного обмена. При создании системы в полной мере учте­ны требования MARPOL 73/78, OPR90, OPA90, а также правила организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории РФ. Система представляет широкий набор средств и инструментов, позволяющих создавать различные ситуации, задавая значения начальных параметров. В ней использована точная гидродинамическая модель нефтяного разлива, созданная на основе исследований Государственного института океанографии российской Академии наук

Основные функции системы:

прогнозирование с помощью математического моделирования траек­тории движения и потенциально опасного воздействия разлива нефти на акваториях, а также степени угрозы токсичных субстанций в воздухе в результате разлива химических веществ;

• автоматическое отслеживание и графическое отображение развернутых сил и средств с использованием навигационных карт формата TX97, а также карт других форматов;

• отображение в режиме реального времени характера взаимодейст­вия бонов, скиммеров и химических диспергентов с нефтяным пятном;

• контроль времени, необходимого для развертывания сил и сред­ств, проведения операций по борьбе с нефтяным разливом, возвращения задействованных ресурсов и их последующей очистки и приведения в рабочее состояние.

При помощи инструментов фиксации на экране всех решений и предпринятых действий имеется возможность записи и воспроизведения­ чрезвычайных ситуаций, а также создания баз данных по задействованным ресурсам. Модель с высокой степенью точности воспроизводит основные процессы, происходящие в нефтяном пятне: растекание, испарение, диспергирование и взаимодействие с берегом. Также реали­зованы модели горения и взаимодействия с химическими диспергентами. Положение нефтяных пятен отображается в виде семейства контур­ных линий. Местоположение неподвижных объектов и средств борьбы изображается пиктограммами, соответствующими типу объекта.

Компания «Транзас» разработала и представила продукт PICSES службе береговой охраны США. Система PISCES была разработана с учетом требований СБО США для проведения тренировок по борьбе с неф­тяными разливами и оценки действия сил и средств, участвующих в опе­рации. Основываясь на успешном опыте использования данной сис­темы в США, PISCES была доработана для более широкого приме­не­ния­.

Система дает возможность обеспечить выполнение постановлений правительства РФ № 613 «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов» от 21 августа­ 2000 г. и № 240 «О порядке организации мероприятий по предупрежде­нию и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории РФ» от 15 апреля 2002 г. в части прогнозирования развития ЧС при разливе нефтепродуктов. База данных по ресурсам может быть использована для определения местоположения и отслеживания маневров любых ресурсов­ и объектов в целях тренировки или в условиях реа­льной ЧС — от нефтяного или химического разлива в гавани до аварий круизных судов в открытом море. В России система установлена: ГМСКЦ (Москва); порт Новороссийск; ЦНИИМФ; в ряде тренажерных центров. Успешно использована Северо-западным региональным центром МЧС РФ в ходе командно-штабной тренировки по ликвидации разливов нефтепродуктов­ на акватории Финского залива. В настоящее время ведется разработка системы для принятия управленческих решений по природным и техногенным чрезвычайным ситуациям в масштабе субъекта и региона.

ООО «Центр исследований экстремальных ситуаций» («ЦИЭКС»)

Образован в 1992 г. на базе факультета МЧС России Военно-инженерной академии. В состав организации входят 32 человека, среди которых 2 доктора наук и 8 кандидатов наук. Основными направлениями­ научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, проводимых в «ЦИЭКС», являются следующие:

• разработка специальных разделов проектов строительства «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций»;

• оценка риска промышленной безопасности, разработка деклараций промышленной безопасности и прогнозирование последствий чрезвычайных ситуаций с применением ГИС «Экстремум»;

• экспертиза деклараций промышленной безопасности;

• оценка соответствия лицензионным требованиям организаций при получении лицензии на эксплуатацию пожароопасных объектов;

• техническое обследование и экспертиза дымовых труб промышленных предприятий;

• техническое обследование и экспертиза промышленных и гражданских зданий и сооружений;

• разработка и монтаж конструкций для ликвидации последствий аварий и катастроф.

В 1992—2003 гг. «ЦИЭКС» выполнил ряд работ с применением ГИС «Экстремум», также являющейся разработкой «ЦИЭКС». Среди них:

• разработка научно-методической базы прогнозирования чрезвычайных ситуаций и их последствий;

• комплексная оценка рисков природных и техногенных опасностей; разработка мероприятий по управлению рисками;

• зонирование территории по степени опасности и уровню риска;

• моделирование разливов нефти, разработка планов ликвидации разливов нефти;

• разработка эффективных мероприятий по оперативному реагированию на чрезвычайные ситуации.

• «ЦИЭКС» рекламирует систему ГИС, предназначенную для моделирования аварийных разливов нефти на суше и малых реках.

Система позволяет при моделировании распространения нефти на суше, вычислять массу аварийного разлива с использованием информа­ция о рельефе местности, технических характеристиках трубопровода, размещении запорной арматуры, свойствах транспортируемой нефти и последовательно моделировать эволюцию нефтяного пятна. При моделировании распространения нефти на реках Система позволяет получить время достижения нефтяным загрязнением заданных рубежей и объем нефти в рассматриваемых сечения. ГИС позволяет оптимизировать систему ЛАРН на нефтепроводах.

Утечка нефти с трубопровода

Утечка нефти с трубопровода

«ОМСК Инжиниринг»

Разрабатывает технологии и мобильное оборудование блочно-моду­льного исполнения для сбора, регенерации нефтезагрязненного грунта­, нефтяных шламов, сборов разливов нефти. Активно рекламирует «Мобильный технологический комплекс для регенерации нефтезагрязненного грунта и нефтяных шламов» . Комплекс предназначен для сбора, регене­рации нефтезагрязненного грунта, нефтяных шламов, сборов разливов­ нефти, переработки замазученных грунтов, грунтов амбаров, могильников для восстановления плодородие почвы с сохранением исходного содержания гумуса в пределах 30–40% с глубиной очисткой почвы до остаточного содержания нефтяных компонентов в пределах 1% веса.

Состав мобильного комплекса:

• модуль подачи грунтов и твердой фазы на регенерацию, в составе заборного бункера и транспортера (шнекового);

• модуль по регенерации грунтов и шламов в составе барабанной печи, теплообменника — конденсатора, отстойника, устройства разде­ле­ния пара и нефтеводяной смеси, система получения подачи греющих газов;

• модуль отгрузки очищенных грунтов и твердой фазы нефтешламов в составе бункера и транспортера (шнекового);

• блок временного хранения собранной нефти и воды;

• система автоматического управления комплекса;

• система автономного энергоснабжения (дизельная электростанция).

Сбор и транспортировка нефтезагрязненного грунта и нефтешламов производится с использованием обычных типов строительно-дорожной техники. Ориентировочная стоимость комплекта оборудования от 950 тыс. руб. (зависит от состава). Техническая характеристика комплекса представлена в таблице.

Технология процесса заключается в следующем. Загрязненные почвогрунты или нефтешламы подающим модулем (при необходимости через­ центрифугу) направляются во вращающуюся барабанную печь изотермической десорбции нефтепродуктов. В печи имеются две зоны: зона нагрева и испарения, где происходит нагрев сырья и подаваемой воды, испарение воды и большей части нефтепродуктов; зона десорбци, в кото­рой при заданной температуре 400–500°С (в зависимости от типа сырья) происходит более полное удаление нефтепродуктов. Нагрев печи осуществляется топочными газами, подаваемыми в рубашку печи из горелочного устройства. Температура топочных газов 700–800°С.

Техническая характеристика технологического комплекса для очистки
замазученных почв, грунтов и твердой фазы нефтешламов

Топоч­ные­ газы после печи сбрасываются в атмосферу через дымовую­ трубу­. Во внутреннюю герметичную полость печи, наряду с сырьем­ подается вода и парогазовая смесь, циркулирующая по контуру «печь — холоди­ль­ник — печь». Очищенные от нефтепродуктов почвогрунты и твердая­ фаза нефтешламов выводятся из печи и отгружаются для дальнейшего использования. Парогазовая смесь, содержащая пары воды; десорбиро­ван­ную с почвогрунтов и нефтешламов часть нефтепродуктов­; продукты­ термического разложения и пиролиза органического вещества почв, нефтепродуктов и прочих органических и неорганических компонентов сырья, поступает в воздушный конденсатор — холодильник. Темпера­ту­ра охлаждения 110–150°С. В конденсаторе происходит конденсация углеводородной фазы и других органических веществ парогазовой смеси­ без конденсации паров воды. Пары воды, несконденсированная часть органических и неорганических соединений и конденсат нефтепродуктов­ поступают в блок разделения паровой и жидкой фаз. Из блока раз­­де­ле­ния­ фаз нефтяной конденсат поступает в резервуар — отстойник, а паро­вая­ смесь с указанной температурой охлаждения нап­равляется в цир­ку­­ля­ционный контур. Избыточное количество паров воды и нес­кон­ден­сированных в холодильнике газов, непрерывно образ­ующихся в ходе проведения процесса паро­­­термической десорбции, сбрасываются из замкнутого циркуляционного контура в горелочное устройство, где происходит дожигание органических веществ. Резервуар выполняет роль, как отстойника для расслоения нефтяной фракции и воды, при поступлении в него паронефтяной эмульсии после центрифугирования, так и сборника нефтяного конденсата из конденсатора-холодильника. Нефть и вода из резервуара-отстойника в небольшом количестве подаются в горелочное устройство и печь, а избыток нефти и воды поступают в емкости накопители.

Показатели качества:

• степень очистки загрязненных нефтепродуктами почв, грунтов и твердой фазы нефтешламов составляет 1%;

• очистное оборудование является универсальным и способно пере­рабатывать замазученные почвы, грунты и твердую фазу нефтешламов;

• процесс очистки ведется при пониженных энергозатратах, что дос­тигается замкнутым циклом технологии, когда энергетические затра­ты восполняются за счет извлеченных в процессе переработки нефтепро­дуктов;

• при термопаровой десорбции нефтепродуктов из почвы сохраняется около 50% органического вещества (гумуса), что сохраняет плодородие очищаемых от нефти почв;

• технологический процесс очистки реализуется при относительно­ низких температурах (300–450°С), что способствует дополнительному снижению энергозатрат, весовых и размерных характеристик оборудова­ния;

• уровень производительности очистного оборудования в пределах 1 т/час позволяет создавать мобильные комплекты экономически эффективного очистного оборудования с возможностью перемещения к зонам локального загрязнения;

• технологическое оборудование процесса имеет высокую надежность и ресурс.

«Бюро экологических проблем «Тибет»

Проведение работ по ликвидации нефтяных загрязнений на производственных объектах, очистка береговой линии ликвидация последст­вий разлива нефти после аварии на нефтепроводе и проведение биореми­диационных работ. Разработка планов ЛАРН, в частности для буровой платформы «Астрахановская» на шельфе о-ва Сахалин. Выполнение работ по оценке степени риска возникновения чрезвычайных ситуаций и компьютерное моделирование развития ситуации при аварийных разливах нефти на терминалах ОАО «Черномортранснефть». Очистка грузо­вых­ танков. Проведение технического оснащения и подго­товка персона­ла­ для ликвидации аварийных разливов нефти для организаций. Под­готовка и проведение учений по ликвидации разливов нефти.

В 2002 г. компания осуществляла подготовку персонала и техническое оснащение аварийных формирований для ликвидации аварийных разливов нефти Московской железной дороги.

ЦНИИМФ (г. Санкт-Петербург)

Является ведущей организацией Министерства транспорта Российской Федерации в области охраны окружающей среды на морском транспорте. Лаборатория экологической безопасности морского транспорта ЗАО «ЦНИИМФ» проводит разработку :

• нормативно-правовых документов (правил, руководств, наставлений, инструкций по предотвращению загрязнения морской среды с судов, ликвидации разливов нефти);

• судовых, портовых, региональных и федеральных планов ЛАРН;

• планов и правил обращения с отходами в портах и на борту судна­;

• технологий ликвидации разливов нефти и других опасных веществ;

• рекомендаций по выбору и применению эффективного оборудования для обработки различных отходов на борту судна и в портах;

• рекомендаций по выбору и применению оборудования для сбора и ограничения растекания нефти по поверхности воды;

• рекомендаций по обеспечению экологической безопасности транспорта нефти и других опасных веществ морем.

Лаборатория осуществляет:

• оценку риска при транспортировке нефти и нефтепродуктов морем, расчет частоты и объемов вероятных разливов нефти и других вредных веществ;

• подготовку заключений о соответствии разрабатываемых документов международным и национальным правилам и требованиям по охране окружающей среды на морском транспорте;

• оценку эффективности химических средств ликвидации разливов нефти и других вредных веществ (диспергентов, сорбентов, собирателей нефти, инициаторов горения нефти на поверхности воды);

• анализ нефтесодержащих вод;

• обучение специалистов и руководителей организаций по прог­рам­ме­ Международной морской организации (ИМО) планированию и методам ликвидации разливов нефти и очистки загрязненных территорий;

• консультирование специалистов по вопросам предотвращения загрязнения окружающей среды и ликвидации разливов нефти и других опасных химических веществ.

ЦНИИМФ активно сотрудничает с зарубежными организация­ми, как в рамках международных программ, так и по контрактам, участвует­ в работе международных организаций, занятых охраной морской окружаю­щей­ среды (ИМО — Международная морская организация, Хелком, Арктический Совет, Совет стран Баренцева моря). За послед­ние годы институтом разработаны: региональные планы ЛРН Западного­ района Арктики и Балтийского моря, федеральный план ЛРН, планы ЛРН г. Санкт-Петербурга, морского порта Санкт-Петербург, п. Приморск, Калининград, план управления отходами п. Санкт-Петербург.

ОАО «Центр аварийно-спасательных и экологических операций» Республики Башкортостан» (ОАО «Центр АЭО РБ», Уфа)

Центр включает: бюро по разработке планов ЛАРН, оперативную службу ЛАРН, специализированные производственные подразделения и выполняет следующие задачи:

• разрабатывает планы ЛАРН для предприятий;

• обеспечивает согласование планов ЛАРН уполномоченными государственными органами;

• принимает планы ЛАРН к исполнению в качестве оперативного документа;

• осуществляет абонентское обслуживание предприятий, выполняя работы по ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов в нормативном режиме;

• осуществляет экологическое страхование (страхование гражданской ответственности предприятий от рисков, связанных с разливами нефти и нефтепродуктов) с целью обеспечения гарантированного финансирования аварийно-восстановительных работ и компенсации иных затрат предприятий при авариях;

• разрабатывает и создает на предприятиях системы обнаружения и оповещения об аварийных разливах нефти и нефтепродуктов;

• аттестует имеющиеся системы обнаружения и оповещения об аварий­ных разливах нефти и нефтепродуктов на соответствие нормативным требованиям;

• комплектует предприятия сертифицированными техническими средствами и материалами для ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов;

• аттестует наличие технических средств и материалов для ликвидации аварийных разливов и состав на соответствие нормативным требованиям;

• проводит работы «под ключ» по ликвидации последствий аварийных разливов нефти и нефтепродуктов с реабилитацией территории и комплексной ликвидацией существующих разливов нефти и нефте­продуктов.

ДГУП ЭПТЦ МНИИЭКО ТЭК (г. Пермь)

В состав предприятия входят 6 отделов (административный, центра­лизованная бухгалтерия; научно-исследовательский, проектно-конструкторский, опытно-технологический, рекламно-информационный; два производственных цеха по выпуску природоохранного оборудования­; «Пермский областной отряд по ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов»; учебный центр «Профессиональной подготовки кадров по ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов и санации территории»; полигон для испытаний новой техники и технологий.

На предприятии работают 140 человек: 41 инженерно-технический работник, 86 квалифицированных рабочих и 13 вспомогательных рабочих.

Научные подразделения ЭПТЦ МНИИЭКО ТЭК являются составной частью института МНИИЭКО ТЭК, в котором работают 4 акаде­ми­ка, 3 члена-корреспондента, 2 доктора и 17 кандидатов наук. В течение­ 1990—2002 гг. ЭПТЦ разработана новая концепция обеспечения эколо­ги­ческой безопасности предприятий по добыче, переработке и транспор­тировке нефти и нефтепродуктов, которая основывается на применении­ принципиально нового оборудования, выполненного в виде специализированных передвижных комплексов, а также новых экономичных и безопасных технологий для ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов с практически полным использованием собранной нефти и нефтепродуктов. В том числе: 5 разновидностей комплексов технических средств по локализации и ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов и санации территории, 3 вида передвижных комплексов оборудования для ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов типа УАСН-300, 4 разновидности установок для сбора нефтепродуктов с поверхности воды типа УСН-250, 6 типов компактных установок для очистки воды на мойках автотранспорта, 9 типов нефтесборщиков, 3 разновидности комплексов по очистке сточных вод, 11 разновидностей боновых заграждений и множество вспомогательной техники, используемой в применяемых технологиях. ЭПТЦ МНИИЭКО ТЭК осуществляет разработку планов ЛАРН ТЭК с 1995 г. Опыт разработки технических концепций создания служб ЛАРН на региональном (Пермская область — 1998 г.; Дальневосточный регион — 1999 г.) и на федеральном уровне (Минтопэнерго РФ — 1999 г.).

В течение 1991—2002 гг. Пермский областной отряд по ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов , оснащенный современными комплексами собственной разработки и автомобильной техникой, участвовал в ликвидации более 20 аварийных разливов нефтепродуктов с объемами от 4 до 600 тонн в особо сложных условиях.

Учебный центр по профессиональной подготовке кадров осуществил успешное обучение 245 человек, которые приобрели новую профессию: «Оператор комплексов по локализации и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов». В настоящее время они работают в Пермском областном отряде, в спасательных подразделениях ООО «ЛУКОЙЛ-Пермь», на ЛПДС, НПС и СУПЛАВ Пермского районного­ управления нефтепроводов ОАО «СЗМН» и других организаций. Предприятием получено два патента по новому оборудованию и технике для локализации аварийных разливов нефтепродуктов.

 

 

<~~ Предыдущая глава
Оглавление
Следующая глава ~~>